Автор: Александр Майоров (по материалам пресс-службы компании «Астарта престиж»)
Необходимость разработки собственного фирменного стиля сегодня осознали не только крупные корпорации, но и средний, а также малый бизнес.
В узком понимании, пока наиболее распространенном главным образом среди небольших компаний, фирменный стиль – это совокупность логотипа (фирменного знака), цветовое и графическое оформление деловых бумаг, документации, сувенирной продукции. В широкой трактовке, которая сегодня начинает использоваться всё чаще, такой стиль представляет собой единство подходов в оформлении для всех видов рекламы, одежды персонала, офиса и т.д.
На последнем пункте стоит остановиться особо. Как известно, фирменный стиль – это тоже своего рода разновидность рекламы. Благодаря единым цветовым решениям и формам компании стремятся закрепиться в сознании потребителя, а без этого успешная конкуренция невозможна. Ведь как сказал Джек Траут – один из самых известных американских маркетологов, «если вас нет в сознании, вас нет на рынке».
В этом отношении использование фирменного стиля в интерьере дает уникальную возможность не только сплотить сотрудников, но и воздействовать на потребителей. Ведь интерьер – это трехмерное пространство, какой еще вид рекламы может похвастаться таким свойством?
Как правило, в фирменном стиле можно выделить два типа элементов: обязательные и рекомендуемые. Так, российская корпорация «Сибирское здоровье», производящая лекарственные и косметологические препараты, при оформлении рабочего помещения к обязательным элементам относит цвет, аксессуары, а также формообразующие элементы. Это значит, что в любом офисе этой компании вы встретите синий, зеленый, желтый, белый и светло-серый цвета. К формообразующим элементам корпорации, используемым в ее логотипе, относятся круг, прямая и квадрат. Как следствие, рисунок солнца (круг с радиальными линиями) появляется и в витражных перегородках, и в рисунке пола, и в конфигурации стен-перегородок. Еще одним элементом, который корпорация «Сибирское здоровье» относит к обязательным, являются аксессуары, централизованно распределяемые по всей сети филиалов. В качестве рекомендуемых элементов данная компания называет материалы и фактуры, обычно используемые в оформлении помещения.
Учитывая возрастающий уровень влияния фирменного стиля на потребителя, компании, имеющие дилеров, часто проводят их проверки на полное соответствие всем корпоративным стандартам оформления мест продаж.
Примером такой работы может стать деятельность волжского концерна «АвтоВаз». Автозавод обязывает всех дилеров соблюдать фирменный стиль в оформлении офисов и торговых залов. В результате проверок компании – партнеры могут лишиться статуса эксклюзивного поставщика. Как считают в концерне «АвтоВаз», такие проверки делают рынок более конкурентоспособным, и приводят к улучшению обслуживания в компании.
Рассмотрим основные элементы оформления рабочего помещения в фирменном стиле.
Встречают по входу
Впечатления о компании начинает складываться уже на входе в офис. Вот почему оформление входной группы – важная составляющая фирменного стиля.
Одним из ярких проявлений высоких технологий и материалов в городе Екатеринбурге стал построенный в 2003 г. новый автоцентр «Mercedes-Benz». В этом здании в связи с требованиями корпоративного стиля, выдвинутыми компанией, выполнена входная группа со слегка закругленным и наклоненным вперед козырьком; кроме того, была произведена горизонтальная реечная расшивка, а стены – выкрашены в серо-серебристый цвет, характерный для всех центров «Mercedes-Benz».
Интересное решение для клуба по изучению английского языка «Mr. English» нашла московская арт-студия «ХХII Век Медиа». Входные группы выполнены в фирменном стиле клуба, визуально напоминая лицо английского джентльмена в цилиндре. Лицевые панели конструкции выполнены из композитного пластика. «Поля цилиндра» образуют прозрачный козырек, со встроенными люминесцентными лампами.
А московская кофейня «Эстерхази» оформила свой вход в виде огромного стула, что, безусловно, стало еще одним фактором привлечения внимания.
Вы узнаете офис из тысячи
Еще одним эффектным способом обозначить свой фирменный стиль может быть использование ставших уже неотъемлемым атрибутом офисов жалюзи. А именно фото или композиционные жалюзи.
Разница между ними – в технологии производства: в случае с фотожалюзи пленка с рисунком наклеивается на пластиковые ламели; композиционные жалюзи изготавливаются на специально подобранной ткани. В процессе производства данная ткань подвергается полноцветной окраске на молекулярном уровне.
Вот почему качество «картинки» на композиционных жалюзи на порядок выше: со временем они не выгорают на солнце, и дольше сохраняют яркие цвета. При чем в месте нанесения рисунка не возникает заметного глазу утолщения. Следовательно, однажды нанеся, например, свой логотип на такой материал, вы можете быть уверенны, что эта фирменная черта со временем не исчезнет.
Композиционные жалюзи можно мыть с применением всех химических средств, качество изображения от этого не пострадает.
В зависимости от пожеланий заказчика на таком типе жалюзи воспроизводятся рисунок практически любой сложности.
Есть возможность окрасить в фирменные цвета и окна, точнее их рамы. Например, немецкие оконные системы «Gealan» предлагают на выбор около 30 цветовых оттенков профиля (от белого до ярко-красного или синего, а также «под дерево»). Можно даже заказать изготовление партии профилей специального цвета.
«Лицо» офиса – это его мебель. Сегодня не проблема заказать, например, обивку мягкой мебели с вышивкой фирменного логотипа любого размера.
Из интересных технологий в этой сфере отметим цифровую печать «GetaLit», появившуюся в Германии, но уже широко распространившейся в России. Благодаря ей можно нанести индивидуальный рисунок на любой лист ламината, а это, как известно, один из наиболее популярных мебельных материалов.
Отражать фирменный стиль в современном офисе может даже потолок! Например, итальянские потолки «Сerutti ST» дают возможность наносить краску и художественную роспись, на полотне можно делать печать на широкоформатных принтерах с высоким разрешением.
Недавно после реконструкции в Киеве было открыто отделение «Укрсоцбанка». Основная деталь интерьеров всех новых отделений, объединена общей концепцией – это небесный свод, выполненный в корпоративных цветах банка: багряном и золотом с вкраплением точечных светильников по диаметру свода.
Перегородки – не исключение
Центральная составляющая многих современных рабочих помещений – это системы офисных перегородок. Одним из преимуществ их использования, в том числе, является возможность воплощения фирменного стиля компании. Перегородка состоит из двух основных элементов: каркаса и панелей, которые на него крепятся. Благодаря широкому разнообразию последних (ДСП, МДФ, пластик, металл, стекло и т.д.) можно подобрать различные варианты фактур и цветов.
В последнее время особенно популярны перегородки с большой площадью остекления, позволяющие создать офис в современном открытом стиле. Неудивительно, что в связи с этим появились и технологии нанесения рисунков, прежде всего, логотипов на стекло. Как рассказывают специалисты компании «Астарта престиж», специализирующейся на проектировании и обустройстве помещений для офисов, основных способов сегодня два: это использование пленки и пескоструйное напыление.
Пленка – это наиболее простой и быстрый способ: нанести ее можно и за день, причем не только в заводских условиях, но и прямо в офисе. Особенно востребован этот метод, если площадь стекла велика: изображение сначала наносится на тонкую прозрачную пленку, а затем на само стекло.
Однако пескоструйное напыление обеспечивает более долговременный результат: на стекло при определенной температуре и давлении подаются крупинки песка, которые выбивают частички с его поверхности, образуя рисунок, которые потом можно покрасить специальными минеральными красками. Нарисованный таким образом логотип будет практически «вечным».
В среднем процесс нанесения рисунка пескоструйным напылением занимает пять – семь рабочих дней. Выбор цветов, как при пленочном методе, так и пескоструйном, позволяет создать различные изображения нефотографического характера.
Данные технологии освоены и наиболее крупными игроками отечественного рынка. Так, упомянутая ранее компания «Астарта престиж», предлагает своим клиентам нанесение логотипа или иного рисунка на прозрачных участках каркасных и цельностеклянных перегородок и тем, и другим способом.
Отметим, что есть и другие методы нанесения изображения, в частности, использование технологии цифровой печати на жестких материалах, например, такой, как «INCA Digital».
Такая цифровая технология позволяет наносить изображение на любую жёсткую поверхность толщиной до 40 мм с разрешением до 1200 dpi. Печать производится специальными красками, которые гарантируют сохранность изображения в условиях окружающей среды без применения дополнительных защитных покрытий.
Стиль вне конкуренции
Если вспомнить самые именитые компании на рынке, существующие уже не первое десятилетие, то можно заметить, как трепетно они относятся к своему фирменному стилю. Будь то американская «Coca Cola» или швейцарская «Nestle», каждая из этих корпораций легко узнаваема и выделяется на фоне конкурентов, в том числе благодаря неукоснительному соблюдению своего фирменного стиля.
Сегодня недостаточно просто заказать визитки со своим логотипом, требуется больше знаков и символов, по которым потребитель идентифицирует именно вашу компанию среди сотен других на рынке. И совершенно логичным в этой связи становится то, что именно рабочее пространство компаний становится основным местом, где в полной мере виден её фирменный стиль.