Тема преодоления зависимости России от импорта в самых разных отраслях экономики в последние годы стала весьма актуальна. В этом смысле сегмент строительных материалов и конструкций стал очень позитивным примером, поскольку за минувшие 15-20 лет в нашей стране фактически с нуля выросли сотни современных заводов, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Тем не менее, и здесь ситуация до сих пор неоднозначна. Лучше всего это можно продемонстрировать на примере производства оконных ПВХ-профилей.
Русский профиль
Всего 20 лет назад все комплектующие для производства пластиковых окон приходилось импортировать в Россию. В нашей стране не было ни нормативной базы, ни технологий, ни оборудования для производства ПВХ-профиля.
Из-за трехкратного ослабления рубля в 1998 году импортные комплектующие стали гораздо менее доступны для российского потребителя. Именно это послужило стимулом для локализации производства.
Начиная с 1999 года собственные заводы в России открыли дочерние компании таких зарубежных производителей как Veka, Profine, Rehau, LG Chem и т.п. Также появились российские компании, которые на европейском оборудовании выпускали собственные оконные системы. Одним из пионеров рынка пластиковых окон в нашей стране стала компания PROPLEX, первый российский разработчик и производитель оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям, открывшая завод по выпуску ПВХ-профиля в 1999 году.
Вытеснение импорта было стремительным. Так, еще в 2006 году доля импортного ПВХ-профиля составляла 34%. Уже к 2011 году она не превышала 1% от объема российского рынка[1], причем ввозился только ПВХ-профиль премиум- и элит- сегментов.
Однако к настоящему времени и этот бастион импорта стремительно теряет свои позиции. Например, в 2016 году в рамках стратегического партнерства на производственных мощностях PROPLEX в г. Подольск был налажен выпуск ПВХ-профиля для премиальных оконных систем Аluplast (входит в пятерку мировых лидеров в ПВХ-отрасли). Эта продукция, соответствующая самым жестким европейским стандартам качества, реализуется в российских регионах через филиальную сеть PROPLEX и идет на экспорт в страны Евросоюза.
Таким образом, российские производители не только полностью заместили импорт на внутреннем рынке, но и благодаря сочетанию высокого качества и конкурентоспособных цен, начали продвижение на зарубежные рынки.
За пределы оконной отрасли
Игрокам российского рынка ПВХ-профиля становится тесно в рамках оконной отрасли, где осталось мало возможностей для развития. Так что они пробуют свои силы в смежных областях, где ситуация с импортозамещением пока далека от разрешения.
Очень показательный пример в этом плане – сотрудничество компании PROPLEX c одним дочерних предприятий госкорпорации «Роснано». На подольском заводе начат выпуск компонентов для высокотехнологичной ресурсосберегающей системы, которая применяется в тяжёлой промышленности.
«Этот специфический экструзионный ПВХ-продукт ранее заказывался в Германии, – рассказывает Александр Приходько, коммерческий директор бизнес-региона „Центр” PROPLEX. – В рамках импортозамещения было решено найти российского производителя, который сможет обеспечить такой же уровень качества. Только наша компания смогла наладить выпуск изделий, ни в чём не уступающих европейской продукции».
В этом знаковом проекте PROPLEX является не просто исполнителем заказа, но полноправным участником разработки высокотехнологичной системы ресурсосбережения. А для самой компании это стало поворотным моментом и началом развития нового направления – неоконной экструзии, которая в перспективе может обеспечить загрузку производственных мощностей.
Можно заключить, что в части экструзии ПВХ-изделий импортозамещение стало свершившимся фактом. И это, безусловно, пошло на пользу российской оконной отрасли и отечественному потребителю, получившему продукты, полностью адаптированные к местным климатическим особенностям.
Цепи или связующая нить?
Несмотря на очевидные успехи, достигнутые российской оконной отраслью, до самодостаточности ей очень далеко. Она по-прежнему очень сильно зависит импорта, прежде всего, оборудования и сырья.
До сих пор лучшим оборудованием для цехов экструзии считаются европейские бренды – прежде всего немецких и австрийских производителей, таких как Technoplast Kunststofftechnik, A+G Extrusion Technology и др. Несмотря на то, что это оборудование весьма дорогостоящее, в России не предпринимаются попытки занять эту нишу и обеспечить достойную замену. Хотя отечественная альтернатива импортным экструзионным линиям была бы крайне востребована у отечественных производителей ПВХ-изделий.
Ситуация с замещением импорта химических компонентов для ПВХ-экструзии также остается весьма сложной. Прежде всего, это связано с тем, что российские химические предприятия не задаются целью выпускать качественные компоненты для оконного ПВХ-профиля. Отечественный мел, стабилизаторы и диоксид титана не соответствуют требованиям оконной отрасли, и замены импорту тут в ближайшее время не предвидится.
Единственный компонент, который отчасти удалось заместить – это поливинилхлорид. Российские производители ПВХ-профилей ранее закупали его в США и Китае. Но за последние годы такие химические концерны как Русвинил, Саянскхимпласт и др. смогли наладить выпуск высококачественного сырья. Это помогло значительно снизить зависимость российской оконной отрасли от импортного ПВХ.
Что касается импортозамещения оконной фурнитуры, то здесь значимого прогресса нет. К примеру, в 2016 году в России выпущено не более 23% от всего объема потребления этого важнейшего компонента любого окна. Число отечественных производителей крайне незначительно, да и европейские бренды не спешат открывать у нас свои заводы. Одно из ярких исключений: в 2011 году известный австрийского производитель оконной и дверной фурнитуры Mayer&Co Beschläge GmbH открыл российский завод «МАКО Фурнитура».
Подводя итог, можно отметить крайнюю неравномерность результатов программы импортозамещения в оконной отрасли. С одной стороны, почти полностью покончено с зависимостью от импортного профиля. С другой же, игроки этого рына остаются накрепко соединены с Европой через поставки оборудования и сырьевых компонентов. Полная самодостаточность российской оконной отрасли представляется не достижимой, да и не целесообразной.
[1] http://www.voms.ru/lempic/rt3.png