На государственном уровне
Статистика утверждает, что энергоёмкость ВВП развитых стран в 2-3 раза ниже, чем в России. То есть в расчёте на условный рубль валового внутреннего продукта мы тратим в 2-3 раза больше энергоресурсов, чем, например, Канада или Япония. Такое расточительное энергопользование приводит к значительному торможению экономического роста, а также к снижению конкурентоспособности отечественной промышленности.
На международном форуме «Российская энергетическая неделя», который проходил в октябре 2017 года, Президент РФ Владимир Путин заявил, что в рамках продвижения энергоэффективности к 2035 году планируется снизить энергоёмкость ВВП примерно в полтора раза. По его словам, этому поспособствует структурная перестройка экономики, снижение потерь в сетях и внедрение энергосберегающих цифровых технологий.[1]
Нужно отметить, что попытки перевести экономику на энергоэффективные рельсы федеральные власти предпринимают с начала 2000-х годов. Стартовало множество госпрограмм, направленных на снижение энергопотерь в энергетике, промышленности, коммунальном хозяйстве. И они уже приносят ощутимые плоды. Например, за счёт реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», утверждённой в 2014 году, энергоёмкость ВВП России по итогам 2016 года была снижена примерно на 10,9% от уровня 2007 года.[2]
Ещё одним знаковым событием стало принятие в 2009 году закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который делал обязательным энергоаудит для многих категорий предприятий и оформление энергетического паспорта на здания и сооружения. При этом собираются данные о реальном энергопотреблении, инвентаризуется имеющееся энергопотребляющее оборудование, а также исследуются здания с точки зрения их теплозащиты.
Энергоэффективность ЖКХ
Федеральные власти сейчас уделяют основное внимание увеличению энергоэффективности предприятий российской энергетики. Однако огромный нереализованный потенциал экономии остаётся в отечественном коммунальном хозяйстве, которое потребляет до 20% электрической и 45% тепловой энергии, производимой в стране.
Энергоёмкость российского ЖКХ может быть радикально снижена за счёт реализации программ энергосбережения. В этом направлении уже многое сделано. Так, упомянутый закон № 261 предписывает всем введённым в эксплуатацию жилым домам присваивать класс энергоэффективности, причём он должен быть подтверждён соответствующим аудитом. Например, специалисты Мосгосстройнадзора ежегодно оценивают энергоэффективность столичных новостроек.
Высокий уровень энергосбережения может быть достигнут как за счёт теплоизоляции ограждающих конструкций, так и благодаря применению современных инженерных систем – например, индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием. Причём эти меры отлично работают не только для вновь построенных, но и для старых зданий, проходящих модернизацию.
Так, по данным специалистов компании PROPLEX, первого российского разработчика и производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям, установка энергосберегающих окон в среднем снижает теплопотери на 15-30%. К примеру, в процессе реконструкции детского сада в городе Афанасьево Кировской области были установлены оконные конструкции на основе энергосберегающей профильной системы PROPLEX. В результате расходы на отопление здания уменьшились на 15%.
Строже нормы – больше экономии
Экономический эффект от этих мер мог бы быть гораздо сильнее, если бы они не опирались на морально устаревшие строительные нормы. При проектировании массового жилья такой параметр, как сопротивление теплопередаче строительных конструкций, рассчитывается исходя из действующего СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий». Например, для климатических условий Московского региона сопротивление теплопередаче оконных конструкций должно быть не менее 0,52 м2*°С/Вт. Однако эти требования сильно отстают от европейских строительных нормативов. Так, для скандинавских стран с сопоставимыми климатическими условиями (Норвегия, Швеция, Финляндия) требуемое сопротивление теплопередаче для оконных конструкций находится в диапазоне от 0.76 до 1.0 м2*°С/Вт. [3]
«По действующим нормативам для климатических условий средней полосы России в новостройках достаточно применять оконные конструкции на основе 3-камерного ПВХ-профиля с однокамерным стеклопакетом, – рассказывает Станислав Сойнов, генеральный директор PROPLEX. – При этом окна из профиля с монтажной шириной 70 мм (например, пятикамерная система PROPLEX-Premium) позволяют сохранить примерно на 25% больше тепла по сравнению с окнами 58 мм. К тому же с ними возможно использование широких двухкамерных стеклопакетов шириной до 44 мм. Однако на практике такие энергосберегающие окна используются только при возведении жилых комплексов премиального класса, но не для массового строительства».
В структуре затрат на возведение многоквартирного дома остекление занимает крайне небольшую долю – менее 5%. Использование более энергоэффективных оконных систем увеличивает себестоимость строительства менее чем на 1%. Между тем за счёт снижения теплопотерь эти меры окупаются буквально в первые же годы.
Аналогичная ситуация – и с теплоизоляцией внешних стен и кровель. Заниженные требования к сопротивлению теплопередаче не позволяют полностью раскрыть потенциал современных многослойных систем утепления и добиться более существенного снижения теплопотерь.
Итак, массовое применение уже хорошо зарекомендовавших себя энергосберегающих решений в многоэтажном и частном строительстве может коренным образом снизить энергоёмкость российской экономики. Хорошим примером тут является недавно стартовавшая московская программа реновации, связанная с возведением современного жилья вместо энергорасточительных «хрущёвок». Если подобные программы будут запущены в других крупных российских городах, мы действительно в ближайшие годы перестанем отапливать улицу.