Строительная и дорожная отрасли России переживают период подъема. Можно спорить, какие причины вызвали этот подъем, и как сильно он зависит от мировых цен на нефть и газ. Факт остается фактом. Подъем подразумевает экстенсивное развитие, когда рост происходит «вширь», то есть объемы производства и прибыли увеличиваются за счет старой технологической базы предприятий отрасли. Волновое развитие экономики с неизбежностью приводит к спаду, к кризису, явлению скорее позитивному, явлению, которое «очищает» экономику от слабых производителей, тех, которые во время экстенсивного развития не создали резерв на период спада. Резерв финансовый, трудовой, технологический. Сильнейшие выживают и вступают в фазу интенсивного роста именно за счет использования накопленного резерва. Эта фаза кроме всего прочего характеризуется отмиранием старых технологий и выходом на сцену технологий новых. Процесс эволюции технологий, конечно же, происходит постоянно, однако экономические циклы стимулируют его, проверяя технологии «на прочность», выступая своеобразным критерием.
Примером интенсивного развития, развития «вглубь», может послужить рост использования малогабаритной техники (или средств малой механизации) российскими строителями и дорожниками, техники, давно уже успешно работающей в развитых странах. Эта техника вытеснила или частично заменила устаревшие способы строительства.
Виброплиты, применяемые для локальной укладки асфальта (при строительстве, дорожном ремонте, благоустройстве территорий, для работы в труднодоступных для крупных машин местах), а также для уплотнения песка, асфальта, бетона, гравия, разнообразных грунтов эффективно заменяют ручные укладчики и катки, эффективность работы которых низка. Сейчас редко какая дорожная организация обходится в своей работе без виброплит. При строительстве виброплиты используют реже, хотя и здесь они доказали свою эффективность. Говоря упрощенно, все плиты делятся по весам, и в настоящее время российские разработчики пытаются создать как самую легкую, наиболее мобильную, так и самую тяжелую (соответственно, менее мобильную, но самую мощную, и производительную). Например, работы по устройству фундаментов зданий способны выполнять только тяжелые виброплиты. Самая тяжелая российская виброплита весом 300 кг производится только компанией «Сплитстоун». Ее глубина уплотнения составляет 400 мм, что максимально соответствует технологическим требованиям устройства подушки фундамента.
Еще одним примером технологической эволюции, или, если хотите, революции, являются резчики швов, применяемые в строительстве для создания температурных швов и при дорожном ремонте для качественной локализации поврежденного участка полотна. В дорожном ремонте резчики швов пришли на смену отбойным молоткам. Микротрещины в асфальте, остающиеся после работы молотком, заполняются водой, которая при замерзании деформирует покрытие и зачастую сводит «на нет» результаты ремонта. Резчик (использующий алмазный инструмент) оставляет тонкий шов, и никаких микротрещин. Аналогичные резчики разрезают бетон, железобетон, и в России конструкторским бюро компании «Сплитстоун» уже создан резчик, позволяющий разрезать 320 мм железобетонную плиту.
К другим российским новинкам, занимающим свои специфические рыночные ниши в строительстве и дорожном ремонте, относятся мозаично-шлифовальные машины и раздельщики трещин.
Мозаично-шлифовальные машины выполняют работы по выравниванию и полированию плоских горизонтальных поверхностей. В принципе, такая техника применяется уже довольно давно. Однако российской новинкой является то, что компанией «Сплитстоун» выпускается машина, опережающая по качественным показателям все известные зарубежные и отечественные аналоги. Компания «Сплитстоун» обладает запатентованной технологией производства специального алмазного инструмента для этой машины, правильный подбор которого существенно влияет на производительность.
Трещины в покрытии дороги — первые ласточки, предвестницы ее разрушения. В них скапливается вода, превращается в лед, и … мы уже говорили об этом выше. «Сухой» раздельщик трещин (в том числе криволинейных) дорожного и аэродромного полотна служит для расширения образовавшихся в покрытии трещин, удаления разрушенных кромок, и немедленно заливает их битумной мастикой. Данная технология позволяет существенно продлить жизнь дороги, не меняя полотно в целом или его части. Вчетверо уменьшается число дорогостоящих машин в технологической цепочке, экономятся время и средства, что делает возможным повсеместное внедрение современных технологий ремонта дорог.
Несомненная потребность рынка в малой дорожной технике ограничивается недостатком недорогого и в то же время качественного отечественного оборудования. На российском рынке широко представлена продукция зарубежных компаний. Доля отечественных производителей пока еще низка, но нарастает быстрыми темпами. Характерное соотношение: на Западе — высокое качество — высокая цена; в России — все низкое, — сохраняется и на этом рынке. Но не все так просто. Постепенно российский производитель малой дорожной техники совершенствует производство, добиваясь высокого качества продукции и имея возможность держать приемлемо низкую цену. Положительным примером является российская инжиниринговая компания «Сплитстоун», основанная в 1997 году и освоившая производство малой дорожной и строительной техники. В мае 2002 года с конвейера сошла юбилейная, пятисотая виброплита, а в июне 2003 — уже тысячная. Ее с трудом успели сфотографировать для истории — сразу купили. Среди российских производителей «Сплитстоун» сейчас — лидер данного рынка.
Такой рост производства и продаж не может быть объяснен только большими потребностями индустрии-потребителя. Сильнейшим конкурентным преимуществом компании является собственное конструкторское бюро, уже в течение ряда лет создающее все новые модели техники, опытным путем находя наиболее приемлемые решения. Сеть сервисных центров почти во всех крупных городах страны позволяет оперативно проводить ремонт техники и, что не маловажно, вести статистику неполадок, в результате дорабатывая или меняя слабые узлы техники. Там, где российских качественных узлов найти не удается, используются западные. Так, компания избежала ошибки некоторых других производителей, с самого начала устанавливая на свои машины двигатели Ноndа (Япония). Кроме того, к сильным сторонам техники «Сплитстоун» нельзя не отнести ее комплектацию специальным алмазным инструментом собственной разработки.
В заключение еще раз подчеркнем, что сегодня в дорожной отрасли России происходит быстрая смена технологий, диктующая необходимость выпуска новых машин, и, таким образом, ставящая перед отечественными производителями новые задачи. И российские предприятия принимают этот вызов, представляя на рынке многочисленные высокоэффективные разработки, с успехом конкурирующие с аналогичной продукцией зарубежных производителей.
|