Ловушка № 1: Проверка состояния техники
Далеко не редкость, когда за рабочую машину выдаётся хорошо покрашенный металлолом с минимальным остаточным рабочим ресурсом. Но это не так легко обнаружить, несмотря на то, что покупателю техники повсеместно предлагают проверить её состояние: завести, осмотреть мотор, гидравлику, основные узлы, испытать стрелу. Согласиться делать это самостоятельно – значит, попасть в ловушку.
Полный и качественный осмотр экскаватора-погрузчика с пробегом может провести только профессиональный сервисный инженер. «Такой осмотр занимает порядка 3 часов и проводится не менее чем по 100 пунктам. Лишь в этом случае можно составить объективное представление о состоянии машины. В нашей практике не раз были прецеденты, когда владелец техники, выставляя её на реализацию, пытался скрыть серьёзные недостатки. Упускать такие проблемы – значит, поставить под удар будущего владельца техники. Но предварительная техинспекция выявляет всё, не только значительные изъяны, но и мелочи: течи масла, люфты на сочленениях, хруст приводов. И те проблемы, которые не заметит даже самый опытный взгляд машиниста и, в том числе, владельца экскаватора-погрузчика», – рассказывает Андрей Ковалёв, руководитель компании Heavy Fair, ведущего оператора по продажам подержанной спецтехники.
Совет:
При самостоятельной покупке б/у экскаватора-погрузчика пригласите для инспекции машины сертифицированного сервисного инженера. Приобретая технику через специализированный портал, внимательно изучайте результаты техинспекции – они должны быть размещены в открытом доступе и сопровождаться фото- и видеоматериалами. Если отчёта нет, значит, площадка не проводит техинспекцию и доверять ей не стоит.
Ловушка № 2: «Идеальный» ноунейм
Выбирая б/у экскаватор-погрузчик между «раскрученными» JCB или Cat и малоизвестным производителем, покупатель зачастую останавливается на последнем: дешевле. На самом деле сэкономить, приобретая недорогой ноунейм, можно лишь однажды – непосредственно при покупке. Далее эта «выгода» очень быстро обесценится из-за проблем с последующими ремонтами, поиском, заказом и длительным ожиданием запчастей. Как правило, малоизвестные бренды не обладают сетью сервисных центров, способной обеспечить быстрый ремонт или замену нужной детали.
Совет:
Пообщайтесь на интернет-форумах с владельцами спецтехники, узнайте, насколько легко найти и купить запчасти. Найдите информацию о представительствах бренда в вашем городе. Считается, что самая развитая дилерская сеть сервисов в России у JCB, Cat и Komatsu, совсем немного им уступают Terex, Volvo, John Deere, CASE и New Holland.
Ловушка № 3: Список дефектов
Часто покупатель определяет выгоду от приобретения б/у экскаватора-погрузчика размером списка недостатков: чем он короче – тем якобы лучше. Это ещё одно заблуждение.
Смотреть нужно не столько на количество недостатков, сколько на последствия, к которым они могут привести. Простой пример: есть почти идеальный экскаватор-погрузчик – из дефектов лишь сварка на стреле. И грязная, поцарапанная машина с трещинами на шлангах, потёками сальников, неравномерной подачей бензина, неисправными фильтрами, люфтами в подвеске, плохими тормозами и шинами. Что выбрать?
«Несмотря на устрашающий список недостатков, я бы остановился на втором варианте, – поясняет Виктор Заблоцкий, директор ООО „Автобаза”. – В первом случае сваренная стрела говорит о том, что экскаватор использовался варварски: испытывал перегрузки, резкие перепады температур – металл не выдержал и лопнул. Латать стрелы опасно – они становятся ненадёжными, это большой риск и для машиниста экскаватора, и для окружающих. Новая стрела будет стоить от нескольких сотен тысяч до 1-1,5 млн рублей. Тогда как трещины на шлангах закрашиваются, сальники и тормоза меняются, подача бензина и люфты в подвеске регулируются – и всё это происходит в гораздо более скромном бюджете».
Совет:
Сформируйте перечень недостатков машины. На его основе – смету вложений, которых потребует техника: замена запчастей, ремонт и т.д.
Ловушка № 4: Профессиональные мошенники
Дешевый б/у экскаватор-погрузчик с минимальной наработкой в богатой комплектации – мечта, но не реальность. В жизни такого не бывает, равно как и бюджетных моделей последних лет выпуска, даже с пробегом. Хорошую машину себе в убыток продавать никто не будет. И если подобный экземпляр вдруг найден – это, как правило, не удача, а очередная ловушка.
«Скорее всего, такая техника или в угоне, или в залоге, поэтому её продают дёшево в надежде побыстрее избавиться от проблемной машины, – поясняет Андрей Ковалёв, Heavy Fair. – Обязательно проверяйте экскаватор-погрузчик на „чистоту” по всем возможным реестрам. Требуйте у продавца оригинал ПСМ, никаких копий. Документ должен быть без помарок, явных исправлений, с корректными данными. Внимательно сверяйте, совпадают ли номера агрегатов машины с указанными в ПСМ, разборчиво ли вписаны предыдущие владельцы и даты смены собственников техники. Отказ предоставить оригинал документа, „случайная” ошибка даже в одной цифре говорит о том, что вы общаетесь с мошенниками».
Совет:
Приобретая спецтехнику у частного лица, «пробейте» намеченный к покупке б/у экскаватор-погрузчик по реестру нотариальных залогов и базе ГИБДД. При оформлении сделки предложите заверить документы печатью у дилера техники (мошенник откажется). Если не уверены в результате на 100% – не рискуйте, найдите профессиональную площадку по продажам спецтехники, которая обеспечивает юридическую чистоту сделки.
Самая большая ловушка при покупке б/у экскаватора-погрузчика – это кажущаяся простота: выбрать, промониторить цены, проверить состояние техники и документов. Вроде бы элементарно, однако даже опытные покупатели попадают как минимум в одну из перечисленных ловушек. Нередки случаи, когда «собирают» и все четыре, теряя время, нервы, деньги и в результате оставаясь без техники.