Железнодорожный транспорт является ведущим звеном в отечественной транспортной системе и занимает первое место среди всех видов грузопассажирских перевозок. По статистике только в 2019-м году пассажирооборот РЖД вырос на 3,2% в сравнении с 2018 и составил 133,5 млрд пасс/км.
Однако до сих пор этот вид транспорта нельзя назвать гарантированно безопасным. Возгорания в поездах остаются достаточно частым явлением несмотря на постоянное совершенствование систем пожаробезопасности в подвижных составах. При этом пожары не только наносят материальный вред, но и подвергают опасности жизнь и здоровье людей.
Основные причины, приводящие к возникновению очагов возгорания:
-
перегрузки в высоковольтных электроцепях, неисправности автоматических выключателей или магнитных пускателей;
-
несоблюдение правил прокладки внутренней электропроводки;
-
неисправности тяговых двигателей и трансформаторов;
-
неудовлетворительное состояние высоко- и низковольтных проводов и их изоляции;
-
разрушение подшипников и валов, другие технические неисправности.
Разработка эффективных систем тушения пожара в железнодорожном транспорте сегодня одна из важных задач. Особое внимание уделяется обеспечению быстрой локализации очагов возгорания и прекращению распространения огня по территории. Кроме того, система должна быть компактной, безопасной, автономной и работать даже в сложных условиях эксплуатации и быть автономной.
Генераторы огнетушащего аэрозоля — оптимальный вариант автоматического пожаротушения
Системы аэрозольного пожаротушения максимально отвечают вышеперечисленным требованиям, поэтому все больше подвижных составов РЖД оснащается генераторами огнетушащего аэрозоля (ГОА). Они имеют самую высокую огнетушащую способность из всех противопожарных средств (q = 005кг/м3). Кроме того, после завершения работы системы в воздухе сохраняется достаточная концентрация аэрозоля, чтобы исключить повторное воспламенение на объекте.
ГОА имеет и другие преимущества. Системы аэрозольного пожаротушения:
-
Можно применять круглогодично. Работа аэрозольных установок не зависит от перепадов температур, при использовании ГОА зимой исключены случаи обморожения людей или обледенения поверхностей.
-
Подходят для тушения электрооборудования под напряжением до 40 кВ. Применение аэрозоля не вызывает замыкания в электроустановках, что выгодно отличает этот метод от других средств пожаротушения.
-
Не портят материалы и обстановку вагонов. В составе аэрозоля отсутствуют коррозионные агрессивные среды, а последствия его использования хорошо удаляются с поверхностей с помощью моющих средств. Это значительно сокращает расходы на восстановление подвижного состава.
Немаловажное преимущество огнетушащего аэрозоля — экологическая безвредность и низкая токсичность. Он практически безопасен для людей. Например, по испытаниям Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), человек может без последствий находиться в помещении, где происходит термическое разложение АГС-11/5, до 5 минут. Как правило, этого времени достаточно, чтобы все пассажиры покинули вагон.
Поэтому еще в 2009 году генераторы огнетушащего аэрозоля производства АО «НПГ Гранит-Саламандра» были рекомендованы для оснащения грузопассажирских составов РЖД. Сегодня их можно найти в тамбурах и под сидениями большинства вагонов.
Результаты испытаний АГС-12 производства АО «НПГ Гранит-Саламандра»
В 2016 году была опробована новая на тот момент разработка от АО «НПГ Гранит-Саламандра» — генераторы огнетушащего аэрозоля с тепловым пуском АГС-12. Работа установки демонстрировалась в условиях, приближенных к реальным. В подвагонном ящике электропоезда были установлены АГС-12, затем организовано возгорание. Через 3 минуты имитировали повторные воспламенения материалов.
Результаты испытания:
-
Система автоматического пожаротушения сработала через 12 секунд.
-
Пламя было полностью потушено к началу второй минуты.
-
Повторные возгорания, организованные на 4-й, 7-й и 10-й минуте, также были ликвидированы.
Качество работы АГС-12 оценивалось экспертами ВНИИЖТ и представителями пожарных служб РЖД. По результатам испытаний специалисты вынесли заключение о целесообразности использования системы пожаротушения на базе генераторов АГС-12 в качестве противопожарной защиты подвагонных ящиков электропоездов. К сегодняшнему дню этими ГОА оснащена значительная часть подвижных составов РЖД.