Будет ли вторая волна коронавируса? Вопрос, который серьёзно пугает большинство представителей малого и среднего бизнеса. Неудивительно: почти 20 % организаций МСП в России не пережили весенних самоизоляционных мероприятий, и даже «отскок» после выхода из карантина их не спас. У оставшихся на плаву оптимизма тоже немного. По опросам аналитиков бизнес-омбудсмена Бориса Титова, почти 80 % предпринимателей оценили возможность уцелеть в новом локдауне как пятьдесят на пятьдесят[1]. Однако есть исключения: например, весеннюю изоляцию практически без потерь пережили предприятия, работающие в сегменте сложной бытовой и промышленной техники. Причём и сейчас они достаточно уверенно смотрят в будущее. Почему это так, выясним на примере компаний, которые занимаются продажей и обслуживанием отопительного оборудования.
Говоря о феномене не просто выживших, но даже расширивших свой бизнес-ареал предприятий, специализирующихся на торговле и сервисе сложной техники, можно выявить три общих момента: ценовой сегмент выше среднего, парадоксальную «карантинную» конъюнктуру и возможность тесного контакта производителя и партнёра.
Дорого, но мило
Для потребителей (и юридических лиц, и частных домовладельцев) в премиальном секторе и ценовом сегменте «выше среднего» кризис оказался не таким серьёзным испытанием, как для тех, кто ориентируется на экономкласс. Поэтому спрос на сложное оборудование мало изменился.
«Отопительная техника, — поясняет Роман Гладких, технический директор компании FRISQUET, ведущего французского производителя отопительного оборудования, — особенно в премиальном сегменте, не является целью спонтанной покупки: как правило, приобретение такого технического оснащения планируется загодя. Поэтому мало кто из клиентов — наших партнёров, частных пользователей или организаций — отказался от модернизации или планового обслуживания своих систем отопления. Основной задачей было организовать логистику доставки котлов и запчастей к ним — с учётом закрытых границ и пропускной системы, у которой в каждом регионе была своя специфика. Серьёзного падения продаж мы не почувствовали».
Подтолкнуло спрос на отопительную технику и кажущееся парадоксальным оживление рынка загородной недвижимости. Так, эксперты сервиса «Авито Недвижимость» констатировали, что по итогам первого полугодия количество запросов на все виды домов выросло почти на 80 %, а сегмент вышел из многолетнего застоя. Так, в июне, по оценке Елены Мищенко[2], специалиста агентства «НДВ — Супермаркет недвижимости», спрос превысил прошлогодние показатели до 40 %, причём за лето тенденция не изменилась.
Лови момент
Такой потребительский бум неизбежно «подтянул» за собой и спрос на необходимое оборудование, а также на его квалифицированное обслуживание. «В основном мы оказываем сервисные услуги компаниям, — поясняет Дмитрий Макаров, инженер подмосковной компании „Хаустек” (партнёра FRISQUET), специализирующейся на установке отопительного оборудования, — с ними работа шла штатно. Относительной неожиданностью стал возросший интерес частных клиентов — у нас ощутимо увеличились запросы на премиальные котлы для частных домохозяйств. Скорее всего, люди стали приобретать загородную недвижимость, и у них появилось время для обустройства дома. Карантин особо не повлиял и на нашу оперативную деятельность. После выстраивания работы, на что понадобилось полторы-двенедели, особых проблем не возникало. Весь ассортимент запчастей был постоянно на месте, поэтому плановые клиенты даже не заметили каких-либо изменений».
Плановое наступление
Помимо спроса, одним из ключевых факторов успешного прохождения карантинного локдауна стала возможность организовать сочетание разных методов работы — удалённых и «очных», что оказалось крайне важным для МСП, обслуживающих сложную технику. Её специфика — выезд на вызовы в достаточно отдалённые от локации компании места, поэтому чёткое планирование закупок, быстрый обмен информацией и связь с производителем стали одним из решающих факторов успеха.
«При карантине мы не останавливали работу, — отмечает Николай Пролежаев, директор по развитию компании „Теплолюкс-инжиниринг”, специализирующейся на проектировании, монтаже и сервисном обслуживании инженерных систем и газового оборудования в Москве и Московской области, — поэтому главным было наладить постоянную связь с представителями производителя. Мы совместно выстроили устраивающую всех схему — два раза в неделю по графику приезжали за оборудованием и запчастями, предварительно оформив пропуска для нашего выездного персонала. Каких-либо серьёзных перебоев в работе или недостатка ассортимента не возникало».
Будет или нет вторая волна эпидемии — неизвестно. Однако по опыту прошедших весной карантинных мероприятий становится очевидно, что шанс не только выжить, но и преуспеть останется у компаний, которые занимают узкую и сложную нишу, связанную с высокотехнологичной техникой и системами жизнеобеспечения и комфорта. Такова специфика рынка, которая вряд ли изменится в аналогичных обстоятельствах.