В 2020 году в 24 % российских компаний перевели на удалённую работу от 76 до 100 % сотрудников. Это стало возможным благодаря активному развитию приложений, обеспечивающих безопасное подключение к корпоративным системам из любой точки мира. Аналогичные тренды наблюдаются и в сфере инжиниринга — новые разработки позволяют компаниям быстрее выявлять технические проблемы клиентов и решать их на расстоянии. Опыт показал, что такой подход положительно сказывается как на репутации бизнеса, так и на снижении его расходов.
Наиболее полно преимущества интернета вещей (IoT) оценили инжиниринговые компании, работающие с конечными пользователями, чья высокотехнологичная бытовая техника позволяла осуществлять удалённый контроль и управление. Тем более что во время локдауна вырос спрос на подобные системы.
«В период пандемии продажи нашего приложения частным клиентам выросли на 10–15 %, — говорит Армен Калинин, директор по экспорту FRISQUET, ведущего французского производителя отопительного оборудования. — Хотя система Frisquet Connect пришла в Россию относительно недавно, в начале 2020 года, карантин показал, что это удобно и полезно не только пользователям, но и сервисным организациям. Она обеспечивает удаленный доступ к котлам, поэтому обслуживающая компания может решать проблемы даже при отсутствии хозяина в доме, а время реакции на проблему сокращается. Тем самым серьезно, до 25%, уменьшаются расходы на логистику и экономится время как специалиста, так и клиента».
Леонид Былинин, заместитель генерального директора подмосковной монтажно-сервисной компании «Хаустек», в этой связи подчеркивает, что система Frisquet Connect Pro интересна для обслуживающих компаний ещё и тем, что подаёт сигнал о проблеме газового оборудования задолго до того, как владелец заметит неисправность. Это особенно важно для загородных домов временного проживания, когда хозяева или обслуживающий персонал появляются эпизодически и могут пропустить аварийную ситуацию. Удалённый контроль специалиста в данном случае позволяет оперативно отреагировать и в ряде ситуаций буквально спасти оборудование и дом в целом от серьёзных повреждений.
На расстоянии можно не только следить за уже установленными устройствами, но и осуществлять их сборку. Так, компания KSB, немецкий производитель насосного оборудования, предлагает своим клиентам возможность удалённого монтажа насосов с использованием специальных цифровых очков. Благодаря этим гаджетам технический специалист может управлять действиями монтажника дистанционно. Таким образом сокращаются издержки на логистику и время простоя из-за неполадок.
В Объединённой металлургической компании для удалённого ремонта, монтажа и диагностики пользуются системой «умный шлем». Он оборудован камерой, микрофоном, дисплеями и наушниками для того, чтобы рабочие на производственных участках могли получать полную техническую поддержку даже от иностранных специалистов. За счёт этого компания ожидает экономический эффект до 5 млн рублей в год.
Ещё одной сферой применения IoT является контроль управления результатами работы оборудования. Например, Сбербанк совместно с компанией «Геомир» разработал сервис цифровизации управления сельхозпроизводством «История поля».
«Инновация позволяет более эффективно планировать полевые работы и следить за состоянием техники, — рассказывает Татьяна Крейтор, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка. — Таким образом уменьшаются издержки и оптимизируется работа предприятий агропромышленной отрасли».
2020 год ускорил процесс цифровизации промышленности и расширил сферы применения приложений удалённого доступа. Новые разработки помогают бизнесу снизить расходы и повысить привлекательность у клиентов. Именно поэтому компании, которые используют все возможности стремительно развивающегося интернета вещей, получают весомое конкурентное преимущество.