Первые модульные офисы, из которых по принципу конструктора формируется готовое пространство, появятся в БП «Останкино».
К созданию нового продукта партнеров, группу компаний UNK и ГК «Пионер», подтолкнули глобальные тенденции в офисном сегменте – снижение спроса на стандартные офисы и рост популярности гибких пространств. Пандемия и переход сотрудников на удаленный режим работы лишь усилили этот тренд. Однако при всей востребованности flex-офисов, этот формат обладает рядом недостатков, которые и призвана нивелировать новая модульная система организации площадей, созданная архитекторами UNK. Пилотным проектом стал БП «Останкино» от ГК «Пионер».
«Офис-конструктор» – это следующий шаг в развитии сегмента «гибких» пространств, подразумевающий не только возможность преобразования офиса, в зависимости от изменения потребностей владельцев или арендаторов, но и готовые решения для этих изменений – «модули». Каждый слот – это блок мини-офиса площадью 70 кв. м. с полностью подготовленной инженерией и четким планом расстановки мебели, в котором предусмотрено использование в различных функциональных вариантах (оpen-space, кабинет, переговорная, кофе-пойнт и т.д.).
Всего арендаторам и покупателям офисных площадей в БП «Останкино» предлагается 23 варианта модулей, из которых по принципу «лего» можно сформировать офис любой площади, кратной слоту. Например, в модуле конфигурации «минимум» предусмотрено размещение 12 сотрудников в формате оpen-space, переговорная на 6 человек и место для секретаря. В конфигурации «комфорт» в оpen-space разместится 6 сотрудников, будет оборудована переговорная на 6 мест, появится кабинет для директора, место для секретаря и кофе-пойнт. А в конфигурации «кабинет», помимо кабинета для директора, разместятся три комнаты, в каждой из которых будет работать по два сотрудника, оборудована переговорная на 6 мест, пространство для секретаря и кофе-пойнт. Соответственно, из набора различных модулей можно наполнять и офисы больших размеров, создавая в том числе и традиционные оpen-space на десятки человек.
Если же говорить об отличиях офисов-конструкторов от традиционных (включая гибкие), то их можно выделить три.
Сокращение времени и инвестиций в оборудование офиса
Обычно любое изменение офисного пространства связано с дополнительными инвестициями в ремонт, переоборудование, подведение инженерии и коммуникаций. Средний срок этого процесса составляет 3-6 месяцев, причем с учетом уже имеющегося техзадания.
Использование модульной системы позволяет сократить сроки «приспособления» пространства под нужды конкретной компании до нескольких дней. Компании достаточно выбрать подходящий для ее потребностей размер помещения (кратный размеру слота), а также один из трех вариантов конфигурации – «минимум», «комфорт» или «кабинет». Учитывая, что все эти модули уже готовы, их установка займет минимальное количество времени. При этом объем инвестиций в обустройство также минимален.
Универсальная инженерия
Зачастую «переформатированию» офиса под изменения в компании или новых арендаторов мешает отсутствие нужной технической «начинки» здания.
«Наша идея заключается в стандартизации, поэтому все коммуникации были изначально проведены так, чтобы их можно было использовать в любом из 23 стандартных вариантов. Поэтому при смене набора модулей не нужно заново делать электрическую разводку, подводить оптоволокно и другие инженерные коммуникации: все это уже заложено в проекте и установлено. Функция меняется – а розетки остаются на месте», – объясняет партнер группы компаний UNK Юлия Тряскина.
Нулевые потери полезной площади
Еще одна важная характеристика нового формата – отсутствие потерь полезных площадей, которых в обычных офисах практически невозможно избежать. Такой эффект достигается изначальным проектирование здания под модульную систему. Обычно площадь в офисных комплексах измеряется квадратными метрами, на которые накладывается планировка и расстановка мебели. Это неизбежно приводит к несоответствию габаритов или конфигурации и – как следствие – к образованию «слепых» зон. Которые оплачиваются, но не используются. Новая система организации пространства позволяет измерять площадь слотами, внутри которых уже зашита планировка и расстановка мебели с нулевыми потерями площади.
«В частности, здание бизнес-парка „Останкино” изначально проектировалось в расчете на слоты, и, соответственно, сдаваться в аренду или продаваться покупателям площади будут также офисами-слотами, или поэтажно», – отмечает Юлия Тряскина.
По мнению специалистов, новый формат будет не просто пользоваться спросом среди покупателей и арендаторов офисной недвижимости, но и уже очень скоро будет масштабирован на рынке, сформировавшись в отдельный сегмент. «В свое время наша компания первой предложила рынку квартиры с готовой отделкой, и это была очень своевременная опция, на которую был большой спрос у покупателей. Сейчас мало кто из девелоперов не имеет в составе своих новостроек лотов с отделкой. Мы прогнозируем, что и „офисы-конструкторы” уже в ближайшие время станут востребованным продуктом в набирающем популярность сегменте flex-офисов, – уверен директор по маркетингу ГК „Пионер” Юрий Коган.