В 2021 году особенно ярко проявился тренд на комплексную цифровизацию жилых многоквартирных домов. Причем он стал актуален для всего рынка недвижимости: от новостроек элит-класса до массового сегмента.
Требования к уровню комфорта растут не только в премиальном сегменте, но и в массовом. К популярным ранее конкурентным преимуществам качественного ЖК — хорошая локация, обеспеченность инфраструктурой, благоустроенная территория, эргономичные планировки — добавилась оснащенность дома IT-решениями, которые объединяют разрозненные компоненты умного здания в единую систему. Эксперты компании «Юникорн» выделили пять основных тенденций, характерных для рынка «умных домов» в России.
Первая тенденция: доступность смарт-систем
Есть все предпосылки к тому, что в 2022 году цифровизация станет «must have» для новых жилых комплексов бизнес- и даже комфорт-класса. Такой вывод можно сделать, проанализировав динамику запросов девелоперов. Еще год-два назад лишь отдельные компании, которые строят в премиум-сегменте, могли обеспечить свои объекты элементами «умного дома». В 2021 году тренд подхватили застройщики жилья бизнес- и комфорт-класса. Число их запросов, поступивших в компанию «Юникорн» в 2021 году, увеличилось практически втрое.
Кроме того, некоторые девелоперы уже сегодня заявляют о том, что оборудуют системой «умный дом» все квартиры, независимо от класса жилья, то есть не только в бизнес- или комфорт-, но и в классе стандарт.
По мнению экспертов компании, внедрение смарт-систем возможно на любом этапе: от проектирования до эксплуатации. И уже есть опыт оснащения домов вторичного жилого фонда элементами «умного дома». «Конечно, наиболее предпочтительный вариант – планировать подключение жилого комплекса к цифровой платформе еще на этапе проектирования, – считает сооснователь компании „Юникорн” Алексей Южаков. – Это поможет избежать технических, финансовых и законодательных барьеров и даст большое преимущество в будущем».
Вторая тенденция: масштабирование умного дома
Смарт-системы выходят за пределы квартир и внедряются уже на уровне целых ЖК. Благодаря специальной интеграционной платформе создается единая цифровая среда, в которой объединяется оборудование квартиры и жилого комплекса. Девелопер и УК осуществляют управление всей системой через веб-интерфейс платформы, а жители могут пользоваться интеллектуальными сервисами и управлять устройствами «умного дома» в квартирах через мобильное приложение.
По словам Алексея Южакова, для девелоперов хорошо отлаженные технологии умного дома повышают уровень комфортности ЖК и помогают увеличить продажи. Управляющим компаниям они дают возможность более эффективно выстраивать работу, повысить надежность коммуникаций, оперативно устранять аварийные ситуации, а значит — поддерживать лояльность жильцов и арендаторов.
Третья тенденция: цифровизация в регионах
Пока IT-решения чаще всего применяются в Москве и Санкт-Петербурге, здесь, по данным «Юникорн», с 2012 по 2021 годы возвели 230 «умных» ЖК. Однако, в других городах тоже появляются дома, оснащенные современными цифровыми решениями, и их количество будет расти.
Застройщики внедряют новые технологии уже во всех округах, но активнее всего — в Сибирском, Приволжском, Уральском и Южном ФО. По данным аналитиков Юникорн, чаще всего запросы на умные дома поступают из Тюмени, Казани, Уфы, Новосибирска, Красноярска, Чебоксар, Сыктывкара, Воронежа, Краснодара, Самары, Ростова.
«На популярность цифровых сервисов в ЖК во многом повлияли пандемия и сопутствующие ограничения. Людей в первую очередь интересуют бесконтактный доступ и системы видеонаблюдения, контроль за расходами коммунальных ресурсов. В квартире базовые составляющие умного дома — защита от протечки, контроль проникновения, управление климатом и освещением», — подчеркнул Алексей Южаков.
Четвертая тенденция: цифровизация на «вторичке»
Все больше управляющих компаний используют IT-решения в старом жилом фонде.
«В основном они пока ограничиваются внедрением мобильного приложения, при помощи которого УК взаимодействует с жителями. Но стали часто поступать и запросы другого рода — такие как интеграция систем „умный дом для доступа на территорию ЖК или формирование пакетных предложений „умная квартира”. Думаю, это окончательно станет трендом в ближайший год-два”, — отметил Алексей Южаков.
Пятая тенденция: умный дом повышает класс проекта
Хотя цифровые технологии сейчас становятся более доступными, они до сих пор подчеркивают определенный статус ЖК. Как правило, в элитных домах действует расширенный пакет цифровых сервисов. В премиум-классе „умный дом” есть по умолчанию, а в „бизнесе” предоставляется как опция за дополнительную плату. В классе „комфорт” цифровые сервисы пока еще внедряются на усмотрение застройщика или управляющей компании.
Таким образом, оборудование ЖК системами „умный дом” позволяет автоматически воспринимать проект как более статусный. И все больше маркетологов делают акцент в рекламных кампаниях именно на наличие цифровых систем в проекте.