Специалисты архитектурного бюро UNKCI, на основании изучения запросов от потенциальных заказчиков за март-апрель, отмечают тенденцию (50% запросов) к увеличению количества рабочих мест в офисах и уменьшению доли «клубной» составляющей.
По данным UNKCI, весной текущего года значительно вырос запрос на реновацию офисов. При этом специалисты отмечают две основные тенденции. Во-первых, заказчики планируют производить перестройку без значительных капиталовложений. Во-вторых, изменяется функциональная составляющая: вместо «релакс-зон» и «пространств для мастер-классов» появляются рабочие места. Совсем недавно, весной и летом 2021 года, требования были диаметрально противоположными: уменьшение пространства для персональной работы и рост «клубной» составляющей.
По мнению руководителя UNKCI Николая Миловидова, причины кроются как в экономических реалиях, так и в изменении настроений самих сотрудников.
Прежде всего, в условиях финансовой нестабильности компании стремятся оптимизировать арендуемые площади, снижая так называемый «коридорный коэффициент» и увеличивая количество сотрудников, которые могут разместиться на данной площади. К тому же, грядущие возможные ограничения мобильного интернета сделают «удаленку» если не невозможной, то менее эффективной. Особенно в части онлайн работы с видеосвязью. Таким образом, уменьшается потребность в большом количестве зум-зон, зато многие сотрудники переместятся обратно в офис. Дополнительно, сам менталитет «белых воротничков» несколько изменился. Насытившись «работой на диване», они снова хотят оказаться в рабочей обстановке.
Примечательно, что в данной экономической ситуации в большинстве запросов указывается, что все изменения готовы производить только на уровне «перестановки мебели», без перестройки стен, переноса электрики и т.д. Что как раз совершенно реально сделать в рамках действующих гибких офисов.
«Flex-офис уже сейчас можно с полным основанием назвать главным форматом, который рассматривают компании при обустройстве нового рабочего пространства. Думаю, в ближайшее время мы увидим переход на „гибкие рельсы” уже существующих офисов. Тем более, что с каждым кризисом рынок получает подтверждение эффективности такого подхода», – заключает Николай Миловидов.