Ремонт жилья поистине стал для россиян национальным спортом: как показал опрос[1] компании РОКВУЛ, более 40 % населения страны заняты им сейчас, планируют в ближайшие пару лет или делали два–три года назад. И многие ждали от Деда Мороза подарков, которые помогут этот ремонт побыстрее закончить. Так, 63 % респондентов посчитали лучшим новогодним сюрпризом деньги, 32 % хотели найти под елкой подарочный сертификат строительного магазина и примерно 20 % мечтали о шумоизоляции для своей квартиры.
Также около 20 % не отказались бы от консультации дизайнера интерьеров, а 11 % с удовольствием приняли бы предметы декора (гобелен, картину, скульптуру, расшитую подушку и пр.), которые помогут оформить обновленный дом после ремонта.
Традиция дарить деньги возникла не так давно. Еще в середине нулевых так делали всего 4 % россиян, но уже в 2020-м — каждый пятый, а теперь и того больше. По мнению руководителя ВЦИОМ Валерия Федорова, это маркер потребительского поведения, ведь чаще дарят то, в чем все нуждаются. Подарочный сертификат строительного магазина можно тоже условно отнести к категории денег, учитывая специфику опрошенной аудитории.
А вот шумоизоляция — на первый взгляд не самый ожидаемый ответ, который, однако, тоже иллюстрирует тренд в потребительском поведении.
«Получается, что почти каждый пятый из тех, кто делает ремонт, испытывает дома акустический дискомфорт и всерьез думает, как от него избавиться. Это результат уплотнения жилой застройки в крупных городах, вызванного ростом цен на рынке недвижимости. За последние пять лет в среднем по России квадратный метр жилья в многоквартирных домах подорожал в 2,5–3 раза. Стремясь сделать предложение более доступным, застройщики уменьшают площадь квартир и увеличивают их число на этажах. Одновременно растут этажность и масштабы новых ЖК. В результате в домах становится шумно, люди мешают друг другу», — объясняет Фатима Газанова, руководитель отдела по связям с общественностью РОКВУЛ.
Эксперт РОКВУЛ подчеркивает, что решить проблему шумных соседей можно, но для этого нужно использовать комплексные системы звукоизоляции, которые гасят и воздушные, и ударные шумы. Кроме того, для достижения максимального эффекта лучше изолировать сразу все поверхности помещения.
Итак, что дарить — понятно, но сами себя подарки не купят. На вопрос о стоимости полезного сюрприза 30 % опрошенных ответили, что сами они готовы были бы порадовать занятых ремонтом друзей или близких на сумму от 10 тысяч рублей, 18 % — на 5–10 тысяч и 52 % — менее чем на 5 тысяч.
«Ремонт на эти деньги конечно не сделаешь, но что-то полезное купить можно. Например, приличный электроинструмент бытового уровня: перфоратор, шуруповерт, электролобзик и т. д. К тому же, ремонт чреват массой непредвиденных расходов: на вывоз строительного мусора, уборку помещений, покупку расходных материалов, которые не учесть в смете — одноразовых перчаток, мешков, укрывной пленки, малярного скотча и пр. Так что любой сумме всегда найдется достойное применение», — советует Фатима Газанова, РОКВУЛ.
Подарки — одна из главных российских традиций. По их характеру можно судить о том, как меняется потребительское поведение во времени и как оно зависит от обстоятельств. Результаты опроса показывают, что даже несмотря на трудности россияне остаются верны привычке поддерживать в порядке свое жилье, но при этом чаще предпочитают получать деньги и полезные подарки.
[1] Опрос проходил 09-16 декабря 2023 года, участие приняли 2 423 человека, представляющих экономически активное население.