Арена футбольного клуба «Краснодар» вошла в тройку лучших стадионов мира 2016 года по итогам конкурса «Стадион года» (Stadium of the year), ежегодно проводимого порталом Stadium DB. Жюри конкурса, в состав которого вошли пять архитекторов, получивших мировое признание за проектирование лучших спортивных арен, при оценке конкурсантов руководствовалось следующими критериями: место расположения площадки, ее техническая часть и инновационные решения, визуальное воздействие. По результатам народного голосования арена «Краснодара» завоевала второе место, получив более 100 тысяч баллов, что удавалось лишь двум стадионам за все время проведения конкурса. Всего в конкурсе приняли участие 29 новых футбольных стадионов по всему миру.
КЛЮЧ НА СТАРТ
Подготовительные работы на площадке под строительство будущего стадиона начались в 2011 году. Строительство нового стадиона ФК «Краснодар» – визитной карточки города – стартовало в апреле 2013 года, а завершилось в сентябре 2016 года.
Проект без преувеличения можно назвать мультинациональным: за проект отвечали архитектурное бюро SPEECH вместе с gmp Architekten von Gerkan, Margund Partner (Германия), а интерьеры стадиона разработаны студией Максима Рымаря. Строительство стадиона началось в мае 2013 года турецкой фирмой Esta Construction. Фасады выполнены с использованием итальянского травертина – материала, который использовался в отделке одного из древнейших спортивных объектов в мире – Колизея.
«СЕН-ГОБЕН» И СТАДИОН
Для создания комфортной среды в комнатах отдыха спортсменов были использованы материалы ECOPHON. Комфорт и покой – то, что необходимо спортсменам перед началом игры; то, что гарантируют акустические панели этого бренда. Кроме того, стеновые и потолочные панели ECOPHON использовались для облицовки внутренних поверхностей дикторских – прекрасные акустические характеристики материала свели к нулю вероятность «разгула» шумов и прочих посторонних звуков, недопустимых при трансляции матчей.
Около 300 тонн отделочных материалов для строительства стадиона поставил WEBER. Помимо того, что с материалами компании комфортно работать, их использование позволило ускорить и оптимизировать процесс строительства. Так, технология, разработанная для прочного пола weber.vetonit 4100, позволяет ходить по полу и проводить следующие этапы ремонтных и отделочных работ уже через четыре часа после заливки. Экологичность, безопасность, эстетическая привлекательность и надежность – характеристики, которым отвечают все материалы WEBER. Эти критерии особенно важны при строительстве спортивных арен, ожидающих большой поток посетителей.
СТАДИОН В ЦИФРАХ
ü Вместимость арены ФК «Краснодар» составляет 34 291 место, из них 3 197 – VIP-места и ложи.
ü Крыша особой вантовой конструкции закрывает все зрительские места.
ü Трибуны оснащены системой инфракрасного обогрева для максимального комфорта болельщиков в холодную погоду.
ü Футбольное поле (размеры игровой зоны 105 на 68 квадратных метров) построено с применением всех современных технологий: подогрев, принудительная аэрация, охлаждение, искусственное освещение газона.
ü Комфорт и безопасность на матчах будут обеспечивать до 700 стюардов.
ü Рядом со стадионом возводится парк размером в 21 гектар.
ü Количество мест на парковке рядом со стадионом составляет 1807. Во время матчей ими смогут воспользоваться зрители, а в остальное время свои машины смогут припарковать жители города. Парковка внутри стадиона рассчитана на 249 автомобилей.
ü Трибуны стадиона полностью расположены под крышей. Арена является исключительно футбольной, отсутствие беговых спортивных дорожек позволяет максимально приблизить посадочные места к полю.
ü Отличительная черта стадиона – отсутствие официального табло. Вся информация о матче выводит на 3D-экран, который протянут по верху стадиона вдоль трибун.
Технические возможности стадиона позволят проводить на нем матчи любых турниров под эгидой УЕФА и ФИФА.
СОЗДАВАЯ ОБРАЗ
Над проектом стадиона в Краснодаре в 2011-2012 гг. совместно работали два архитектурных бюро – российское SPEECH и немецкое gmp Architekten von Gerkan, Margund Partner. Оба бюро выиграли конкурс по выбору генпроектировщика на стадии разработки проектной документации, который объявило руководство ФК «Краснодар». Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH рассказал об особенностях этой работы.
Сергей, насколько важно для вас было сделать стадион уникальным? Что вас вдохновило на создание данной концепции?
– Перед авторами проекта изначально ставилась задача создать знаковый для города объект. Заказчик стремился построить в Краснодаре классический стадион, способный стать одним из долговечных символов этого города и всего края. В результате возникла ассоциация с римским Колизеем, с крупной овальной формой. Для того чтобы подчеркнуть динамику и величественность идущей вокруг стадиона стены высотой почти 43 метра, был использован прием, основанный на ордерной традиции. Горизонтальные пояса и пилоны, идущие на разных уровнях с разным интервалом, образуют точные пропорции метрического ряда, монументальность и торжественность которого многократно подчеркивает облицовка натуральным камнем.
На самом нижнем, входном ярусе стадиона высотой 9 метров, колонны стоят друг от друга на расстоянии почти 8 м. На следующем, самом высоком уровне высотой в практически 20 метров, окружающем открытую обходную галерею вокруг трибун, колонны стоят в 3 раза чаще. И на самом верхнем ярусе (высотой 7 метров), работающем на просвет, шаг меняется на более разреженный, словно растворяя объем стадиона в воздухе.
Существуют ли нюансы, которые важно учитывать при проектировании стадионов?
– Технические требования похожи для всех стадионов. Вместимость, расстояние до трибун, еще десятки критериев, без соответствия которым стадион не может принять престижные международные соревнования, в частности чемпионат мира. Какие-то из них можно на несколько процентов скорректировать, но в целом они неизменны. С одной стороны, это усложняет работу, а с другой – наоборот, делает ее более творческой: в рамках заданной системы координат необходимо придумать интересный, запоминающийся образ здания.